Сбор за распространение рекламы в Беларуси в 2022 году

Сбор за распространение рекламы в Беларуси в 2022 году

После введения сбора за размещение рекламы возникло много вопросов. Сейчас деятельность компаний в части распространения рекламы в Беларуси регулирует Указ Президента № 131. Разберем, что попадает под налогообложение, и что должны знать инициаторы рекламного процесса.

Для чего был введен новый налоговый сбор

После публикации указа произошли изменения в части проведения рекламы в РБ. С 1 мая правительство обязало уплачивать сбор при распространении, а также размещении промо-продукции. Речь идет как о наружной рекламе, так и о распространяемой по другим коммуникационным каналам. При этом к этой категории не относится разноска листовок по почтовым ящикам и другая реклама внутри зданий.

На что распространяется

Объектами уплаты налога являются рекламные материалы, которые распространяются через электронные средства коммуникации и относятся к категории дистрибутируемой на территории РБ. Они могут распространяться как в национальном медиа-сегменте, так и за его пределами, но при этом целевой аудиторией должны быть граждане страны-бенефициара налога.

Кроме того, к этой категории относятся наружные промо-материалы, которые размещаются на движимых, а также недвижимых объектах на открытом пространстве. Важное условие – нахождение этих объектов в населенных пунктах, а также в полосе отвода автомагистралей. Это могут быть, например, билборды.

Кто платит налог на рекламу, а кто нет?

Обязательный платеж должны уплачивать инициаторы рекламного процесса. Это могут быть как резиденты, так и нерезиденты. К ним относятся юридические лица и ИП, которые размещают коммерческую рекламу на территории РБ, а также направленную на граждан Беларуси. Если говорить о нерезидентах, это могут быть как компании с офисом в стране, так и без офиса.

В соответствии с действующим законодательством, инициатором рекламного процесса может быть хозяйствующий субъект (или физлицо):

·         который определяет содержание промо-материалов;

·         продукция или услуги которого рекламируются;

·         который предоставляет промо-материалы распространителю (резиденту) для последующей дистрибуции на территории страны.

Разберем, кто относится к категории рекламодателей-нерезидентов, а также распространителей-резидентов:

·         Рекламодатели-нерезиденты (инициаторы рекламного процесса из других стран) – зарегистрированные компании, которые были созданы в соответствии с законодательством страны происхождения. Они могут распространять в Беларуси промо-материалы только через субъектов рекламного рынка, которые являются резидентами. Предварительно с такими компаниями заключается официальный договор.

·         Распространители-резиденты – рекламные агентства (юрлица, ИП), которые зарегистрированы в РБ. Они оказывают услуги по предоставлению промо-материалов распространителям для последующего размещения. Распространение рекламной продукции может выполняться на территории РБ, а также в медиа-пространстве.  

В соответствии с указом, не относятся к категории плательщиков этого налога компании, в штате которых не менее 30% сотрудников – люди с ограниченными возможностями. Также это исправительные учреждения и некоторые другие предприятия.  

Как рассчитывается сумма сбора

База для расчета этого обязательного платежа – стоимость услуг по дистрибуции рекламных материалов без НДС. Эта сумма прописывается в договоре, который заключается с рекламным агентством.

Ставка налогового платежа зависит от специфики размещения (распространения) рекламных материалов:

·         10% для наружной рекламы, а также на авиа-, авто-, железнодорожном и ином транспорте;

·         20% - в других случаях.

Платеж исчисляется в национальной валюте РБ по формуле:

Сб = В1 х 10% + В2 х 20%

Где:

В1 — сумма, которая определена договорным соглашением в качестве стоимости услуг по размещению наружной рекламы, размещению (дистрибуции) рекламных материалов на ТС.

В2 — сумма, которая определена договорным соглашением в качестве стоимости услуг по размещению (дистрибуции) рекламных материалов в иных случаях, в том числе в Интернете.

Сроки уплаты

Налогоплательщик обязан:

·         Предоставить в налоговую инспекцию расчет по форме до 20-го числа месяца, который следует за отчетным кварталом (ОК). Он предоставляется только в том случае, если появляется объект обложения этим налоговым сбором.

·         Уплатить налоговый сбор до 22-го числа месяца, который следует за ОК (3 месяца).
Также немало вопросов возникает в части отражения этой суммы в учете. Платеж нужно включить:

·         в затраты по производству, а также реализации продукции (услуг), если это предприятия, которые являются плательщиками налога на прибыль;

·         в расходы, которые учитываются при расчете подоходного налога с физлиц, если это ИП (плательщики подоходного налога с физлиц).

За что платить не нужно?

Указ президента о рекламе также определяет услуги, на которые не распространяется новый налоговый сбор. К объектам налогообложения не относится:

·         реклама мероприятий, которые организованы госорганами;

·         дистрибуция соцрекламы;

·         рекламная продукция, которая размещается внутри сооружений коммерческого и иного назначения;

·         материалы, которые распространяются с помощью досок объявлений;

·         материалы, которые публикуются на официальных интернет-страницах госорганов и других коммуникационных каналах продвижения;

·         реклама, которая выпускается госорганами.

Также не попадает под действие нового сбора рекламная продукция, которая предоставляется спортивным и физкультурным организациям в качестве поддержки.

Итоги

С 1 мая текущего года рекламодатели обязаны уплачивать рекламный сбор, если они относятся к соответствующей категории налогоплательщиков. У рекламодателей-нерезидентов также сохранилась возможность распространения рекламы в РБ, но только после заключения договора с выбранным субъектом рекламного рынка, который является резидентом. Уплата платежа должна быть осуществлена в установленные законом сроки. В случае неуплаты начисляется пеня. Ее размер определяется в % от неуплаченных сумм платежа.