Что такое бухгалтерская проводка

Эффективность управления деятельностью даже самого маленького предприятия зависит от своевременного поступления информации о всех хозяйственных процессах. Отражение таких данных осуществляется в бухгалтерском учете. В числе ключевых задач – корректная систематизация разрозненных данных.

В бухгалтерском учете в обязательном порядке отражается каждый процесс хозяйственной деятельности компании. Отражение всех хозяйственных операций облегчает дальнейший процесс планирования на предприятии. Таким образом ответственные лица и руководство могут отслеживать движение ресурсов, а также финансов с учетом видов и источников возникновения. Рассмотрим основные аспекты процесса учета.

Обрезаное фото калькулятора

Что такое бухгалтерские проводки?

В балансе любой компании должна отражаться информация об активах и пассивах. Делается это для того, чтобы отслеживать текущее финансовое состояние.

Каждое действие, которое в рамках отдельно взятой организации приводит к изменению в составе имущества, размещении, а также источниках его образования, затрагивает как минимум две статьи баланса.

Если имеет место финансовое начисление, то отражение данной операции осуществляется с указанием того, откуда и что именно было зачислено. Аналогично отражаются данные о расходах. Специалист бухгалтерского отдела указывает, что именно и куда было списано. Речь идет об основном принципе бухучета – правиле двойной записи. Одинаковые суммы должны быть отражены по кредиту одного счета и дебиту другого. Этот механизм в обязательном порядке используется всеми хозяйствующими субъектами вне зависимости от того, какая была выбрана система ведения бухучета, а также сферы деятельности.

Бухгалтерская проводка – это инструмент, который позволяет вести учет как доходов, так и расходов на предприятии, и отражает стоимость торговых операций. Нужно понимать, что даже через небольшую фирму ежедневно проходят платежи и осуществляются торговые операции. Это могут быть расчеты с поставщиками продукции или услуг, выплаты кредитным организациям, налоговые отчисления и т.д.

Как уже отмечалось выше, двоичная запись выполняется для упрощения понимания источников активов предприятия и целесообразности их дальнейшего распределения. В дебетовые счета заносятся данные о том, что предприятие имеет, в том числе чужие задолженности перед ним. В ведомостях дебет – левый столбец. Ведется учет всего имущества организации, а также основных средств, включая прибыль.

Кроме того, существует такое понятие, как кредитовый счет (правый столбец ведомости). Отражает информацию о том, как распределены средства предприятия, а также какова задолженность. Другими словами, речь идет о расходе активов, которые расположены в дебете. Ведется учет данных о расчетах с поставщиками, выплате заработной платы сотрудникам и др.

Как мы видим, счета по дебету и кредиту связаны. Правый и левый столбец, которые упоминались при описании дебетового и кредитового счета, это части единой таблицы, которая является корреспондентским счетом. Корреспонденция счетов – это бухгалтерские проводки.

Проводки бухгалтерского учета - не что иное, как записи, вносимые в базу программы учета или же бумажные ведомости. Они позволяют выполнять регистрацию торговых операций. Значения выражены в цифрах (сумма или количество).

Калькулятор с ручкой крупным планом

Виды основных бухгалтерских проводок

В бухгалтерском учете различают понятие простых и сложных проводок:

  • Сложные. Главная их особенность в том, что в проводки входит более 2-х счетов.
  • Простые. Выполняется отражение всего двух счетов: дебит и кредит.

Какую именно проводку специалист отдела бухгалтерского учета использует в каждом конкретном случае, зависит от специфики отражаемой торговой операции. Но различия проводок основываются не только на количестве корреспондирующих счетов. По связи между корреспондирующими счетами различают проводки обратные и прямые.

Составление бухгалтерских проводок

Рассмотрим примеры бухгалтерских проводок для РБ. Начнем с простой проводки. Она изменяет в равной степени только два счета. Типичная ситуация: с расчетного счета предприятия в кассу был осуществлен перевод определенной суммы. Она будет записана по кредиту счета 51.Расчетный счет, а по дебиту 50.Касса.

Теперь рассмотрим пример сложной проводки. Речь идет о случаях, когда корреспондируется более двух счетов. Основная особенность заключается в том, что происходит изменение двух счетов по кредиту и одного по дебиту, или наоборот.

Наглядный пример: для оплаты товара с расчетного счета организации была перечислена сумма 10000000 бел. рублей. Сумма налоговых отчислений составила 3000000 бел. рублей. В данном случае сумма 10000000 руб. будет внесена в дебет счета 60. Расчеты с поставщиками и подрядчиками. 3000000 руб. вносится в дебет счета 68.Расчеты по налогам и сборам. А счет 51. Расчетный счет будет кредитоваться на сумму 13000000 рублей.

Важным условием для грамотного составления проводки является наличие всей необходимой информации о транзакции. Ответственное лицо должно знать, пассивными или активными являются корреспондирующие счета.

Предназначением активного счета является отражение данных об имуществе предприятия. Это может быть произведенная продукция, основные средства, а также сумма, хранящаяся на расчетном счете. К активам компании также относятся задолженности других организаций. Речь идет о дебиторской задолженности.

Новичкам сложно понять, почему, например, общехозяйственные расходы и себестоимость продукции собираются на активных счетах. Но, если углубиться в изучение данного вопроса, все становится понятно. Несмотря на то, что это расходы, в будущем они принесут предприятию прибыль.

На пассивных счетах отражаются источники как текущих, так и будущих активов. К ним относится нераспределённая прибыль, суммы, которые были получены от кредитных организаций, а также уставной капитал компании.

Когда мы рассматриваем кредиторскую и дебиторскую задолженности, часто речь идет об активно-пассивных счетах. В бухгалтерском учете они выполняют двоякую роль. Механизм записи сумм на таких счетах зависит от ситуации. Остаток может быть как по кредиту, так и по дебету.

Кто должен вести бухгалтерские проводки?

Мы рассмотрели принцип бухгалтерских проводок и некоторые примеры. Теперь разберем вопрос того, кто их должен вести. Необходимо отметить, что сейчас правила ужесточились. Ранее учет средств применялся не ко всем хозяйствующим субъектам. Сегодня бухгалтерскими проводками пользуются как крупные, так и небольшие компании.

Особое внимание бухгалтерскому учету должны уделять предприятия, которые подлежат обязательному ежегодному аудиту. К ним относятся:

  • финансовые и кредитные организации;
  • страховые фирмы;
  • акционерные общества и др.

Все требования прописаны в законе РБ О бухгалтерском учете и отчетности. Данный нормативный акт определяет перечень субъектов, которые:

  • обязаны вести бухучет;
  • полностью освобождаются от его ведения;
  • имеют право применять упрощенную схему ведения бухгалтерского учета.

Также в законе указаны требования к лицам, которые претендуют на право вести бухучет на предприятии или хотят занять должность главного бухгалтера организации.

Ответственность за ошибки

Ответственные лица должны хорошо знать основные бухгалтерские проводки, а также помнить о том, что допущение серьезных ошибок может повлечь за собой ряд санкций. В их числе:

  • штрафы;
  • налоговые взыскания;
  • административные взыскания.

Ответственность несет не только главный бухгалтер компании, но также руководитель. Но, как правило, за нарушение в области ведения бухгалтерского учета наказывают непосредственно саму организацию. Арест счетов или штраф будет применен к юридическому лицу, а не к главному бухгалтеру или руководителю компании.

Однако необходимо учитывать, что ответственность за допущенные ошибки может быть очень серьезной. Поэтому, в случае выявления ошибки в отчетных документах, необходимо незамедлительно ее устранить.

Так как именно главный бухгалтер на предприятии является материально ответственным лицом, то именно он несет материальную ответственность в случае фактического ущерба. В такой ситуации порядок и размер взысканий регламентируется трудовым договором. Необходимо отметить, что руководитель также является материально ответственным лицом. Помочь руководителю правильно организовать работу  может облачная 1С: Бухгалтерия.

Подведем итог

Ежедневно в рамках даже одного небольшого предприятия проводится множество сделок. К числу значимых операций относится даже перевод средств между счетами. Вся информация сохраняется в базе данных. Проводка – это способ регистрации хозяйственных операций, которая позволяет понять, что, как и в каком размере переводилось между корреспондентскими счетами.

Начинающему специалисту стоить внимательно изучить бухгалтерские проводки с подробным описанием всех хозяйственных операций, основанных на конкретных примерах. Это позволит минимизировать риск допущения грубых ошибок в процессе работы.