Налог на прибыли в Беларуси 2025

Налог на прибыли в Беларуси 2025
17.02.2025г. 08:45
Процедура банкротства в республике Беларусь имеет прямую связь с фискальными обязательствами компаний, которые уже утратили платежеспособность или находятся на грани несостоятельность.
Подписаться на дайджест Получить консультацию

Процедура банкротства в республике Беларусь имеет прямую связь с фискальными обязательствами компаний, которые уже утратили платежеспособность или находятся на грани несостоятельность. С 2025 год в силу вступает обновленная редакция Налогового кодекса (НК-2025), в которой запланированы существенные корректировки по налог на прибыль, упраздняющие ряд льгот и устанавливающие новые ставка налога на прибыль для отдельных категорий плательщиков. Эти новшества напрямую затрагивают вопросы санации, реструктуризации долгов и ликвидации предприятий.

Важно понимать, какой налог на прибыль будет действовать, и какая ставка предусмотрена для разных видов бизнеса, ведь от этого зависит, удастся ли компании сохранить активы или придется завершить деятельность через судебную процедуру банкротства. Далее рассмотрим основные изменения НК-2025 и их потенциальные последствия, включая конкретные цифры и проценты, которые помогут сформировать более точную картину.

Отмена льготных ставок налога на прибыль

Одно из самых значимых нововведений НК-2025 – отмена ряда льготных режимов по налог на прибыль. По официальным данным, до 2025 год действовала стандартная ставка в размере 18%. Однако в рамках некоторых приоритетных направлений экономики (например, высокие технологии, определенные виды экспорта, ряд инвестиционных проектов) компании могли применять сниженные тарифы, которые варьировались от 9% до 15%. С января 2025 года предполагается уравнять большинство льготных ставок до единого уровня – 20%. Таким образом:

  • Стандартная ставка по налогу на прибыль организаций повышается с 18% до 20%.
  • Ранее действовавшие льготные диапазоны (9–15%) отменяются для большинства организаций.
  • Часть преференций сохранится только в особо значимых для государства областях, но даже там пороговая ставка не опустится ниже 12%.

Для предприятий, оказавшихся на стадии банкротства, потеря льгот означает дополнительную фискальную нагрузку в период, когда каждая сумма на счету. Если раньше сниженная ставка налога на прибыль помогала аккумулировать средства для санации, то теперь затраты на налоги увеличиваются. Это может повлиять на решение суда или кредиторов о целесообразности продолжения деятельность, ведь увеличение обязательств перед бюджетом усложняет погашение долговых требований.

По расчетам экспертов, отмена льготных ставок принесет в бюджет дополнительно около 1,5% ВВП в течение следующих двух-трех лет. В перспективе государство рассчитывает, что выравнивание условий стимулирует более прозрачную конкурентную среду, однако предприятия в предбанкротном состоянии могут столкнуться с нехваткой оборотных средств, что ускорит реализация ликвидационных процедур.

Аренда 1C в облаке: бизнес-продукты удаленно в режиме онлайн.

Ставки для коммерческих микрофинансовых организаций

Микрофинансовые организации (МФО) являются одним из важных сегментов кредитного рынка в Беларуси. Согласно новой редакции НК-2025, налог на прибыль для организаций ужесточается: если ранее для МФО действовали те же 18%, что и для большинства коммерческих структур, то теперь им будет установлена повышенная ставка – 25%. Официально озвучена следующая схема:

  1. 25% – базовая ставка для МФО, специализирующихся на краткосрочных коммерческих займах.
  2. Возможность снизить ставку до 20% при условии выполнения ряда критериев:
  • Наличие на балансе не менее 60% долгосрочных (свыше 1 года) инвестиционных займов.
  • Ведение социальной кредитной программы (ссуды на льготных условиях для стартапов или малого бизнеса).

Для организаций, оказавшихся в состоянии несостоятельности и имеющих кредиты от МФО, этот шаг может стать дополнительным осложнением. Увеличение налоговой нагрузки на микрофинансовый сектор означает более высокую стоимость займов и жесткие условия возврата, ведь МФО будут стремиться компенсировать потери. В результате должники, находящиеся под угрозой признание банкротства, столкнутся с ужесточением политики кредиторов, что может ускорить судебную процедуру.

По оценкам Министерства экономики, в 2024 году общий объем коммерческого микрофинансирования в стране достиг 470 млн белорусских рублей, но в 2025-м ожидается сокращение до 300–350 млн из-за новых налоговых условий. Это означает, что предприятия в кризисной ситуации станут реже получать поддерживающие займы, а вероятность неплатежей по текущим обязательствам вырастет.

Ставка налога от операций с токенами для резидентов ПВТ

Резиденты Парка высоких технологий (ПВТ) ранее пользовались особым льготным налогообложением доходов, в том числе при операциях с токенами и криптовалютами. До принятия НК-2025 ставка по налогу на прибыль организаций для подобных транзакций могла снижаться до 9%. С 1 января 2025 года планируются следующие изменения:

  • Ставка налога на прибыль организаций при операциях с выпуском и реализация токенов повышается до 12%.
  • В случае, если токены выступают инвестиционным инструментом (привлекаются средства для стартапа или инновационного проекта), действует льгота 10% при условии, что не менее 50% выручки идет на развитие IT-инфраструктуры внутри страны.
  • Налог на прибыль организаций (НДС) по цифровым активам вводится в тестовом режиме для отдельных видов операций – ставка 10%.

Возрастание налоговой нагрузки может повлиять на компании, которые находятся в зоне риска банкротства и рассчитывали на быструю монетизацию своих проектов через токенизацию. Им придется платить больше налогов с полученных доходов, а значит, средств на погашение долгов и проведение санации останется меньше.

По данным Ассоциации блокчейн-компаний Беларуси, до 2025 года в ПВТ работало более 500 резидентов, занятых в сфере крипто- и блокчейн-технологий. После введения новых ставок ожидается, что часть проектов свернется или переориентируется на другие юрисдикции, а оставшиеся будут искать схемы, чтобы сохранить льготы (например, доказывать, что токен фактически является внутренней расчетной единицей для стимулирования IT-кадров). Однако для организаций, близких к банкротству, сложность изменения фискального режима может стать решающим фактором при выборе между санацией и ликвидацией.

1С Бухгалтерия для Беларуси – позволяет автоматизировать большинство операций бухгалтерского учета.

Ограничения по применению инвестиционного вычета

Инвестиционный вычет – один из инструментов, помогающих уменьшить базу по налогу на прибыль за счет расходов, связанных с капиталовложениями в модернизацию, научные исследования и т. п. В НК-2025 приняты новые ограничения, делающие этот механизм менее доступным.

По сведениям Министерства финансов, ранее инвестор имел право снизить налогооблагаемую базу в пределах 70% от суммы инвестиционных затрат, если докажет целевое использование средств. Теперь же:

  • Максимальный размер инвестиционного вычета устанавливается на уровне 50% от подтвержденного объема вложений.
  • Если объект инвестиций не введен в эксплуатацию в течение двух лет с начала проекта, применение вычета аннулируется и инвестору доначисляются обязательства с пенями.
  • Вычет может быть реализация только по заранее согласованным направлениям (высокие технологии, энергоэффективность, инфраструктура), список которых ограничен 10 пунктами.

Для компаний, находящихся в стадии банкротства, снижение порога с 70% до 50% – серьёзный удар. Планируя оздоровление, многие рассчитывали на выгодный инвестиционный вычет как способ сократить налог на прибыль для организаций, а значит увеличить доходы от восстановленной деятельности. Теперь они столкнутся с более жесткими лимитами.

Запрет на применение

Отдельным пунктом прописывается, что инвестиционный вычет не доступен для предприятий, у которых уже открыто судебное дело о несостоятельности. То есть, если суд признал компанию потенциальным банкротом, право на инвестиционный вычет приостанавливается. Лишь в случае успешного выхода из кризиса и отмены процедуры банкротства можно заново подать документы на вычет.

Таким образом, предприятия, рассчитывавшие использовать инвестиционный вычет как инструмент спасения, оказываются в патовой ситуации: инициировать проект без гарантий завершения – значит рисковать получить доначисления и штрафы.

Переходный период

Чтобы сгладить резкость реформы, законодатель установил переходный период до 31 декабря 2025 года. Компании, которые начали инвестпроекты в 2024 году и уже подтвердили частичное выполнение обязательств, сохранят прежние условия вычета (до 70%). Но им нужно завершить все основные мероприятия и подать соответствующие документы в налоговые органы до конца переходного периода.

Если к 2026 году проект так и не будет сдан, льготы потеряют силу, а затраты на него не смогут уменьшить базу по налог на прибыль организаций. Это вынуждает предприятия активнее искать источники финансирования или внешних партнеров, чтобы как можно скорее закончить проекты и не столкнуться с дополнительными фискальными санкциями.

Штраф (пени) за нереализацию преференциальных инвестиционных проектов

Еще один механизм ужесточения – штрафы за нереализованные проекты, по которым уже были получены льготы и преференции. Если организация до вступления в процедуру банкротства оформила себе льготный налоговый режим, подтвердив инвестиции или социально значимые вложения, а фактически не выполнила согласованный план, ей грозят:

  • Возврат всех ранее полученных льгот (доначисление налога).
  • Уплата пени в размере 10% от суммы недоплаченного налога.
  • Возможное ограничение на участие в государственных программах поддержки и новых инвестиционных схемах на срок до трех лет.

Для компаний, которые уже вступили в стадию процедура банкротства, подобные штрафные санкции лишь ухудшат финансовую картину. Кредиторы, видя потенциальный рост долгов, могут выступить за более жесткий сценарий – ликвидация предприятия, а не санация. По предварительным оценкам, к началу 2025 года около 40% компаний, когда-либо претендовавших на инвест-льготы, не завершили свои проекты в установленный срок. Если не будет предпринято срочных мер, значительная часть из них рискует стать банкротом уже в первом полугодии 2025 года.

Внереализационные доходы

Обновления коснулись и порядка учета внереализационные доходы, которые формируют налогооблагаемую базу помимо основной коммерческой деятельности. В новой редакции Налогового кодекса детально прописано, какие поступления необходимо включать в эту категорию, а именно:

  1. Проценты по депозитам и ценным бумагам, если они не связаны напрямую с хозяйственным циклом предприятия.
  2. Курсовые разницы при продаже иностранной валюты или переоценке обязательств.
  3. Штрафы и пени, которые компания получает от контрагентов за нарушение условий договора.
  4. Доходы от случайных операций, не входящих в обычную операционную схему (например, реализация ненужного имущества).

Если раньше у предприятий была возможность частично скрывать такие поступления или относить их к иному источнику (чтобы не платить повышенные ставки), то теперь фискальные органы получат право запросить у компании детализированную отчетность с расшифровкой всех нетипичных поступлений. Для организаций, находящихся в стадии банкротства, это означает повышенное внимание со стороны налоговых органов и потенциальное доначисление налог на прибыль организаций.

Кроме того, указывается, что если компания при продаже активов в рамках процесса санации получает прибыль (разница между балансовой и рыночной ценой), эта сумма теперь однозначно признается внереализационным доходом и подлежит налогообложению без дополнительных вычетов. Это усложняет задачу управляющих по банкротству, так как при стремлении максимально выгодно продать активы для покрытия долгов возникает риск больших налоговых платежей.

Внереализационные расходы

С другой стороны, уточнены правила, по которым предприятия могут относить к внереализационным расходам некоторые специфические затраты. В том числе:

  • Оплату услуг арбитражного управляющего, если дело о банкротстве в активной фазе и уже имеется решение суда о введении соответствующих процедур.
  • Убытки от безнадежной дебиторской задолженности, признанной таковой по итогам судебных разбирательств или вследствие ликвидации контрагента.
  • Возникшие по судебным актам затраты на экспертизу активов, аудиторские проверки, консалтинговое сопровождение в процессе банкротства.

Однако новые нормы подчеркивают, что признание убытка внереализационным расходом возможно только при наличии полного комплекта документов, подтверждающих законность и обоснованность такого списания. Если документы не представлены или вызывают сомнение, налоговые органы вправе отказать в признании расходов и начислить налог на прибыль по общим ставкам.

Для организаций, стремящихся сохранить шансы на санацию, корректный учет внереализационных расходов может помочь уменьшить налогооблагаемую базу и оставить больше средств на расчеты с кредиторами. Но злоупотребления в этой сфере крайне рискованны: в НК-2025 детализированы штрафные санкции за неправильную классификацию расходов, достигающие 30–40% от несвоевременно уплаченного налога.

Льготы по налогу на прибыль

Несмотря на общее ужесточение, некоторые льготы по налогу на прибыль сохраняются или даже расширяются. По официальным комментариям к НК-2025:

  1. Нулевая ставка в течение первых двух лет деятельности для новых производств, создающих не менее 50 рабочих мест и имеющих локализацию не менее 30% компонентов внутри страны (например, в машиностроении и агропроме).
  2. Сниженная ставка 10% для социально ориентированных IT-проектов: образовательные платформы, медицинские стартапы, при условии, что минимум 60% выручки формируется внутри белорусского рынка.
  3. Преференции для организаций, осуществляющих выпуск местных энергетических установок (ветрогенераторов, солнечных панелей). Им дается право освобождаться от налога до 2027 года при соблюдении условий, касающихся объема вложений и уровня локализации.

Однако ключевое новшество: если компания вступает в процедура банкротства, она автоматически лишается всех преференций с начала месяца, когда было подано заявление в суд о несостоятельности. Для возвращения льготы нужно либо заключить мировое соглашение и завершить процесс санации, либо окончательно прекратить статус банкрота по решению суда.

Таким образом, хотя льготы и остаются в некоторых направлениях, они больше ориентированы на новые инвестпроекты или социально важные секторы. Организациям, которые уже в кризисном положении, эти нормы, скорее всего, не помогут, потому что формально они перестают быть участниками льготных программ, как только запускается судопроизводство о банкротстве.

Арендуйте сервер 1С в Минске и пользуйтесь нужными бизнес-продуктами удаленно в режиме онлайн.