Субсидиарная ответственность бухгалтера

Субсидиарная ответственность (СО, субсидиарка) является «страховкой» кредиторов. В Республике Беларусь давно была предусмотрена возможность привлечения к ответственности собственников бизнеса и других лиц. На деле же эта норма закона несколько лет оставалась «нерабочей». Ситуация существенно изменилась, когда суды все чаще стали применять практику взыскания долгов с контролирующих должника лиц.


Привлечь к СО могут не только собственника бизнеса, но и бухгалтера, если в процессе судебного разбирательства будут предъявлены доказательства того, что он является КДЛ (контролирующим должника лицом). Рассмотрим, в каких ситуациях могут привлечь бухгалтера к субсидиарной ответственности и как этого избежать.


Что такое субсидиарка и когда к ней привлекают бухгалтера


Субсидиарка — вид материальной ответственности КДЛ предприятия, которое было доведено до банкротства. СО наступает в том случае, если хозяйствующий субъект самостоятельно не может погасить образовавшуюся задолженность перед кредиторами.


Но кредиторы не сразу пытаются привлечь к ответственности КДЛ. На первом этапе иск с требованиями имущественного характера предъявляется к хозяйствующему субъекту, который является основным должником. Если нарушить регламент этой процедуры, то требования, которые предъявляются к субсидиарным ответчикам, будут признаны необоснованными, а также не будут подлежать удовлетворению.


Действия кредиторов регулирует ГК РБ. Не получится вернуть долг за счет КДЛ, если сумма может быть погашена путем ее взыскания с хозяйствующего субъекта, который является основным должником. Но ситуация может измениться при проведении процедуры банкротства.


Субсидиарные ответчики, в числе которых бухгалтер, привлекаются к ответственности. Делается это в том случае, если имущества и средств компании недостаточно для того, чтобы удовлетворить требования каждого кредитора. За счет денег, а также имущества ответственных лиц, закрываются непогашенные финансовые обязательства предприятия.


Субсидиарка может быть возложена только на тех сотрудников, которые контролируют деятельность компании. Речь идет о лицах, у которых есть возможность определять действия предприятия. В соответствии с действующим законом, СО распространяется в том числе на сотрудников, в списке должностных обязанностей которых ведение, а также хранение документов бухучета хозяйствующего субъекта. Также это касается лиц, которые замещают главбуха. Мы видим, что не только руководство предприятия, но и бухгалтер может быть привлечен к СО. Для автоматизации  процессов управления и учета на предприятиях торговли и производственных организациях предлагаем воспользоваться  облачной конфигурацией 1С:Управление компанией.

девушка работает с бумагами и калькулятором
 

Субсидиарная ответственность бухгалтера при банкротстве компании


В соответствии с действующим законодательством, к СО будут привлекать только тех контролирующих лиц хозяйствующего субъекта, которые своими действиями или бездействием поспособствовали доведению предприятия до банкротства.  

 
Рассмотрим главные основания для привлечения к субсидиарке:

 

·         Действия, а также бездействия КДЛ

Это действия, которые привели к невозможности хозяйствующего субъекта удовлетворить финансовые претензии кредиторов в полном объеме. Но взыскать средства удастся только в том случае, если в суде истец сможет предъявить доказательства того, что бухгалтер давал распоряжения в период, когда занимал соответствующую должность.


·         Непредоставление, неправомерное использование или искажение данных в первичных документах учета


Речь идет об актах выполненных работ, соглашениях и другой документации, которую по закону обязан вести и хранить бухгалтер. Например, формы первичных документов не были утверждены приказом руководителя и учетной политикой организации, но при этом использовались. Еще одно грубое нарушение – использование документов, которые были оформлены без мокрой печати и подписей. Также в документе должны быть указаны должности лиц, которые заключают соглашение. Они должны быть уполномочены заключать соответствующие соглашения.


·         Нарушение срока подачи заявления о признании предприятия банкротом


По закону бухгалтер обязан в течение месяца с момента появления признаков неплатежеспособности предприятия подать соответствующее заявление. Но такое основание для привлечения бухгалтера к субсидиарке подойдет только в том случае, если один человек исполнял обязанности и директора, и бухгалтера.


Чаще всего бухгалтера привлекают к СО в двух случаях: если были выявлены нарушения в части ведения и обработки первичной документации или он принимал участие в руководстве предприятия. Но важно быть осведомленным и в пределах ответственности.


Лицо, занимающее должность (или исполняющее обязанности) бухгалтера – рядовой сотрудник предприятия, пределы ответственности которого ограничены должностными обязанностями. Как правило, главбух редко является учредителем компании и директором. По этой причине он не влияет на финансовое положение хозяйствующего субъекта. Заключение соглашений, планирование действий, списание задолженностей – все это прерогатива руководителя предприятия.
В таком случае субсидиарка в отношении главбуха или счетовода применяется только в случае выявленных нарушений в части ведения бухучета, а также формирования отчетности. Лицо, выступающее истцом в деле о банкротстве, обязано пояснить в судебной инстанции, каким образом действия главбуха или счетовода повлияли на неспособность предприятия в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам.


Субсидиарка будет применена к главбуху или счетоводу в том случае, если удастся доказать, что в связи с нарушениями в бухгалтерской документации, а также отчетах выявлены такие моменты:

 

  • невозможно установить круг лиц, которые контролируют предприятие (должника), а также его основных партнеров;
  • невозможно идентифицировать активы фирмы-должника;
  • невозможно установить факт проведения подозрительных сделок непосредственно перед банкротством;
  • невозможно идентифицировать содержание сделок, которые были осуществлены должником.


Также предметом дискуссий в наших статьях является размер субсидиарки, которая возлагается на должника. Речь идет о совокупном размере претензий, которые включены в реестр требований займодателя. Сюда же относится размер непогашенных требований по текущим платежам.


Предположим, после продажи всех активов хозяйствующего субъекта (который был признан банкротом) с целью погашения долгов, непокрытая сумма составляет 300 тыс. белорусских рублей. Это денежное взыскание, которое накладывается на контролирующих лиц. Если контролирующими лицами будут признаны директор фирмы и главбух, то долг будет поделен между ними. Долг делится в равных долях.


Но бухгалтер может уменьшить размер субсидиарной ответственности. Чтобы это сделать, необходимо предъявить доказательства того, что вред, который им причинен, не соразмерен с требованиями кредиторов.


Предположим, главбух или счетовод хозяйствующего субъекта, который был признан банкротом, виновен в сокрытии активов. Общая сумма составляет 20 000 белорусских рублей. При этом совокупный размер претензий, включённый в реестр требований кредитора, - 300 тыс. белорусских рублей. В данном случае размер СО будет снижен до этих 20 000 белорусских рублей.


Как бухгалтеру избежать субсидиарной ответственности


Бухгалтер, напоминает voblake.by может избежать субсидиарки, если сможет доказать свою непричастность к искажению информации или предоставлению фиктивных документов. Но такие меры проводятся не после фактического признания банкротства, а задолго до начала разбирательств.  


В числе наиболее важных правил, которые нужно соблюдать бухгалтеру на предприятии:


·         Отражать в учете только достоверную и проверенную информацию


Важно исключить малейшую вероятность предоставления руководству заведомо искаженных данных. Регистрация операций в учете проводится только в том случае, если есть первичная документация, оформленная в соответствии с действующим законодательством.


Бухгалтер предприятия вправе отказаться от учета первичной документации, на основании которой оформлена несуществующая операция. Например, это могут быть нелегальные (мнимые) сделки. В соответствии с законом, главбух должен требовать от сотрудников первичную документацию, если она не предоставляется.


·         Не работать с фирмами-однодневками


Иногда на сотрудничестве с фирмами-однодневками настаивает руководство предприятия. Но бухгалтеру нужно отказаться от такого сотрудничества, в том числе от фиктивного документооборота с подозрительным контрагентом. Как себя защитить? Для этого необходимо на имя руководителя предприятия написать докладную или заявление. В документе обязательно указывается список претензий, которые предъявляются к контрагенту. Также можно изложить возможные риски работы с недобросовестным подрядчиком.


Не стоит рассматривать в качестве потенциального доказательства своей невиновности письменные распоряжения руководства в части сотрудничества с недобросовестным подрядчиком. Такие распоряжения нужно игнорировать, в противном случае бухгалтер будет нести ответственность.


·         Обеспечить сохранность бухгалтерских документов


У лиц, которые не отвечают за ведение, а также хранение учетной информации, не должно быть доступа к документам и отчетам. Это правило также относится к используемым программам, электронным цифровым подписям, банковским сервисам.


Еще один важный момент – доступ к банковской программе. Он должен быть не только у бухгалтера, но и, например, у руководителя предприятия или других должностных лиц. Такой подход обезопасит в том случае, если арбитражный управляющий будет делать акцент на то, что только у бухгалтера был доступ к денежным средствам компании.


·         Инициировать аудит бухучета и инвентаризацию имущества предприятия при первых признаках банкротства


Такие мероприятия позволят своевременно провести расследование и привести в порядок документы. Кроме того, чтобы подстраховаться, не нужно решать вопросы, которые не относятся к категории должностных обязанностей.
На любом предприятии работа бухгалтера должна быть строго ограничена работой с документами и ведением учета. Важно помнить, что совершение и одобрение сделок – это вопросы, которые находятся в поле ответственности руководителя предприятия.